Главная \ Новости компании \ Водители-профессионалы вымирают как класс

Водители-профессионалы вымирают как класс

« Назад

07.04.2015 02:49

Факты таковы. Сегодня средний возраст профессионального водителя в России составляет 40 лет, а средняя продолжительность его жизни — 48 лет. Несложно понять, что через десяток годков в стране практически некому будет управлять грузовиками и автобусами.

Уже сейчас ощущается дефицит кадров, но пока его покрывают гастрабайтеры с Украины, из Молдавии и некоторых других бывших советских республик, поделился сведениями Александр Котов. Владельцы автопредприятий охотно пользуются их услугами по известным причинам: иностранная рабсила мирится с небольшими зарплатами, что платят «вчерную», молча переносят проживание в вагончиках и прочую бытовую неустроенность.

Но это до времени. Российская фискальная система вытесняет бизнес из «тени», и вскоре у работодателей пропадет преимущественный интерес нанимать иностранных рабочих. А своих — дефицит.

volvo_fh16_11

Не только количественный. Сегодня владельцам прав с открытыми категориями «С» или «СЕ», не знавшим ничего крупнее среднетоннажного автомобиля, доверяют управлять большегрузами, автопоездами с негабаритными, опасными грузами. Водители с категорией «D», управлявшие не более чем 10-12-местным автобусом, сразу пересаживаются за руль многоместного лайнера. Но ведь «смена калибра» требует предварительной подготовки и учебного практического опыта. Для вождения тяжелого транспорта нужно особенное чувство состава, скорости, плавности движения. Водитель тяжеловоза обязан проследить, чтобы груз в кузове был правильно распределен (надо знать, что такое «правильно») и зафиксирован, дабы не нарушился баланс. Что особенно важно для автобусников: даже если все пассажиры пристегнуты ремнями, при маневрировании все равно образуется децентровка, а автобусы особенно склонны к опрокидыванию.

Отрасли до последнего времени хватало тех, кто получил права еще в советские времена. Тогда при крупных АТП существовали учебные комбинаты, где в основном бесплатно, а то и со стипендией готовили водителей «для себя»: после полугодичного курса выпускники были обязаны отработать на предприятии год, а то и два. В зависимости от преимущественного профиля перевозок АТП (сыпучих в самосвалах, стройконструкций на панелевозах, автопарк «скорой помощи» и т.п.), и новичкам прививали ту же специализацию. Отчисляли разгильдяев, пьяниц, кто попросту «не тянул»… Случайные люди за баранку не попадали. В профессию стремились, а попасть на междугородные, тем более, на международные перевозки считалось сверхпрестижным. Единой государственной учебной программы не существовало, однако во всех автокомбинатах людей готовили по высшим меркам требований.

— Сейчас нужна именно государственная программа. Не только учебные планы, но и бюджетное финансирование, — считает глава профсоюза водителей-профессионалов.